В Институте философии Российской Академии наук состоялся второй симпозиум из цикла Философия и журналистика, организованный Институтом совместно с Союзом журналистов России. На этот раз си
В Институте философии Российской Академии наук состоялся второй симпозиум из цикла «Философия и журналистика», организованный Институтом совместно с Союзом журналистов России. На этот раз симпозиум под названием «Пути русской свободы» была посвящен памяти выдающихся русских мыслителей и журналистов Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) и Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826-1911).
Как отметил, открывая симпозиум, директор Института академик РАН Абдусалам Гусейнов, это мероприятие, хоть оно и носит юбилейный характер, тесно связано с реалиями сегодняшнего дня. «Нередко даже в академической среде случается наблюдать, как специалисты по русской философии, придерживающиеся двух различных подходов — славянофильского и западнического — схлестываются между собой в жёстком противостоянии. Противостояние это тянется давно и дошло до наших дней. Так может быть, одновременное наличие этих двух тенденций и есть нормальное состояние нашего интеллектуального бытия? И надо направлять энергию не на то, чтобы преодолеть это противостояние, а чтобы найти цивилизованную форму полемики в их сосуществовании?» — задал вопрос аудитории директор ИФ РАН.
Так исторически сложилось, что данная область философии имеет отношение и к журналистике. Многие яркие представители как славянофильской, так и западнической традиции были не только мыслителями, но и журналистами, публицистами, издателями. Как отметил в своем выступлении секретарь СЖР Павел Гутионтов , разговор о путях свободы, в том числе и в российской журналистике, к сожалению или к счастью становится все более злободневным. «Порой приходишь к выводу, что люди, которые работали в нашей профессии 100-200 лет назад, оказываются в большей степени нашими современниками, чем многие из тех, кто работает в сегодняшних газетах, — констатировал Гутионтов. — Идея, что журналистика будущего будет журналистикой факта, не оправдала себя. Сегодня она уже проигрывает тому же интернету, блогосфере. Значит, журналистика сегодня может быть лишь журналистикой мысли, позиции. Люди будут обращаться к СМИ не для того, чтобы получить информацию, а за подтверждением имеющихся у них размышлений».
Доклад об Иване Аксакове и Михаиле Стасюлевиче представил участникам симпозиума доктор философских наук, заведующий сектором философии российской истории Алексей Кара-Мурза . 125 лет назад прошло с того дня, когда в доме на Волхонке, где сейчас находится Институт философии, в правом флигеле скончался в своем рабочем кабинете лидер русского славянофильства Иван Аксаков, редактор газеты «Русь». А 100 лет назад в Петербурге на 85-году жизни умер Михаил Стасюлевич, интеллектуальный лидер русского западничества Михаил Стасюлевич, в течение 40 лет редактировавший журнал «Вестник Европы». Их судьбы были различны, но при жизни оба оказывали огромное влияние на интеллектуальный климат тогдашн
1845
ей России. Их наследие не утратило значения и по сей день. Аксаков, начавший карьеру как чиновник и посвятивший немало времени борьбе с раскольниками в селах Ярославской губернии, постепенно пришел к выводу о безусловной важности и необходимости свободы совести, последовательным поборником которой и оставался всю свою жизнь — уже в качестве литературного деятеля и редактора, общественного деятеля. Стасюлевич, в свою очередь, в своих работах размышлял о возможности восприятия в России европейского опыта — прежде всего в сферах организации труда и политического представительства. «Англичанин, когда работает, знает, что на него смотрит Англия, а не директор департамента», — процитировал Алексей Кара-Мурза слова Стасюлевича. Мыслитель не верил в формальные изменения в российской политике, скептически относясь к «государственным актерам» в ней вместо государственных деятелей. Будучи убежденным либерал-центристом, он ставил во главу угла мораль и репутационные качества честного человека — в том числе и в политической сфере.
«Охранительный миф», созданный сразу после смерти Аксакова самими же охранителями — Победоносцевым, Катковым и им подобными — не имеет под собой оснований, констатировал Кара-Мурза. Внимательное знакомство с интеллектуальным наследием и Аксакова, и Стасюлевича наглядно демонстрирует: славянофильская и западническая традиция гораздо менее противоречат друг другу, чем принято думать — если их исповедуют люди, подобные «главным героям» симпозиума. «И на том, и на другом пути можно сделать многое, не впадая при этом в примитивизм. Пример Аксакова и Стасюлевича — это пример интеллектуальной зрелости и личного благородства», — заключил докладчик.
После доклада состоялась дискуссия, в рамках которой участники семинара изложили свои взгляды на проблематику свободы в сегодняшней российской журналистике и философии.