Эксперты из Баку: какие государства могут распасться?

Президент России Дмитрий Медведев заявил на заседании Национального Антитеррористического Комитета (НАК) 22 февраля, что ситуация на Ближнем Востоке и в арабском мире может привести к глоб

Президент России Дмитрий Медведев заявил на заседании Национального Антитеррористического Комитета (НАК) 22 февраля, что ситуация на Ближнем Востоке и в арабском мире может привести к глобальным историческим переменам и в частности «речь может пойти о дезинтеграции больших густонаселенных государств на мелкие осколки… и это будет означать пожары на десятилетия». Обозреватель ИА REGNUM в Баку обратился к известным политическим экспертам со следующим вопросом:

Как бы Вы оценили тревожный прогноз президента России Дмитрия Медведева? Какие государства распадутся или ближе всего к распаду?

Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков :

Это трудно прогнозируемый вопрос, так как государства, как правило, всеми силами противятся такой дезинтеграции. Правильно и делают. Распад государств очень редко (кроме Чехословакии — другой пример в голову не идет) происходит без крови и разрушений. Сегодня кандидатов, на дезинтеграцию несколько. Это Бельгия в Европе. Ирак, Афганистан в Азии. Кстати, в Ливане также нарастает напряжение, хотя такому маленькому государству, кажется, и распадаться некуда. Полагаю, что если в Ливии Каддафи удержит контроль над какой-то частью страны, может произойти распад по сценарию Сомали, где отдельные племена разберут страну на части и пойдет война всех против всех. Полагаю, что с серьезными вызовами в плане сохранения целостности страны столкнутся Иран, Пакистан. Что же касается постсоветского пространства, то трудности с восстановлением целостности Азербайджана, Грузии и Молдавии — общеизвестны. Некоторые мрачные прогнозы в отношении Украины часто звучат из Москвы, хотя серьезные проблемы имеются у самой России и эти проблемы вполне могут усилиться.

Полагаю, что все это общеизвестного и впрямую не связано с последними событиями в арабском мире. О планах, которые вынашивались в США о переформатировании Большого Ближнего Востока, известно давно. Несколько лет тому назад о них в своей нашумевшей статье о «Кровавых границах» поведал бывший аналитик ЦРУ Ральф Питерс . Но пока что осмысленной политики в этом направлении я не вижу. Меня не покидает ощущение того, что события в Северной Африке оказались, в некотором смысле, неожиданными для самого Вашингтона и его позиция вначале была достаточно невнятной.

Политолог Зардушт Ализаде :

Если говорить о потенциально предрасположенных к распаду государствах, то первыми среди них можно назвать те государства, в которых уже имеются этно-территориальные конфликты различной степени развития; в которых осуществляется тот тип управления, который именуется «плохим управлением», и в распаде которых заинтересованы влиятельные мировые и региональные центры сил. В Европе к ним можно отнести, прежде всего, саму Российскую Федерацию, а также Бельгию, Испанию, Боснию и Герцеговину, Италию, Турцию, Грузию и Азербайджан. В мире таковыми являются Индия, Китай, Афганистан, Иран, Судан, Ирак. Территориальная целостность множества африканских го
259e
сударств зависит больше от внешних факторов, нежели от силы и сплоченности самих несложившихся наций и обществ. Политолог Зафар Гулиев:

Оценка президентом России событий в арабском мире в значительной мере контрастирует с гораздо более одобрительно реакцией на эти события США и Европы. Соглашаясь с президентом Медведевым в том, что события в арабском мире будут иметь серьезные последствия для всего мира и могут привести к глобальным историческим переменам, я, в то же время, скептически воспринимаю его мрачный «эсхатологический» прогноз о пожарах на десятилетия, дезинтеграции государств и разгуле экстремизма. Должно быть, холодная реакция Кремля на события в арабском мире обусловлена отчасти опасениями о возможности повторения египетского сценария в России, а «политические страшилки» о будущем служат косвенным оправданием для сохранения авторитаризма.

Если же говорить о возможности дезинтеграции больших государств, то такой угрозе, прежде всего, подвержена сама Россия. На это намекал в своем выступлении и президент Медведев, говоря о планах, вынашиваемых против России. Парадокс в том, что либерализация России может ускорить ее распад изнутри, но и жесткое сопротивление процессам либерализации вряд ли можно считать эффективной защитной мерой, поскольку это станет вызовом доминирующим тенденциям 21 века и будет усиливать как внутренний, так и внешний антагонизм. Это применимо ко всем авторитарным режимам, которым, по сути, вынесен исторический приговор. В целом же угроза дезинтеграции актуальна для Ирана, Ирака, Афганистана, стран Центральной Азии, а в перспективе и для Китая. Она сохраняет актуальность также для многих стран, отягощенных сепаратистскими и этно-конфессиональными конфликтами. В этом отношении не снята данная угроза и в ряде постсоветских стран (Молдавия, Грузия, Азербайджан). Полагаю, что снятие этой угрозы не в противодействии реформаторским или революционным преобразованиям, а именно в следовании современным демократическим требованиям.

Конфликтолог Ариф Юнусов :

Безусловно, происходящие на исламском Востоке события носят характер революционных преобразований, которые уже повлияли на ход событий в регионе и будут и дальше влиять. Именно в результате таких событий и возникают конфликтные зоны, которые могут растянутся на десятилетия. Правда, применительно к Арабскому Востоку пока такой вариант не кажется реальным. Разве что события в Ливии вызывают сегодня наибольшие опасения. Ибо здесь речь идет о развале страны, что может спровоцировать новую цепную реакцию. Ведь Ливия имеет богатые источники углеводородов и такое развитие событий может подхлестнуть рост цен на нефтепродукты и новые кризисы. Опасения вызывает развитие событий в Бахрейне, где наметился конфликт между суннитами и шиитами и этот фактор может при определенном развитии событий повлиять на возникновение новых кризисных точек и в частности, вызвать новые осложнения в Ираке на этой почве. Во всех остальных странах мусульманского Востока перемены будут, но вряд ли речь будет идти о распаде или прекращении существования государств.

Теолог, правозащитник Ильгар Ибрагимоглы:

Мне кажется, что озабоченность, которую высказал президент Медведев, основывается больше на тревоге по поводу перспективы перекидывания подобных проблем на Россию, нежели на том, что было им озвучено. Неслучайно официальные российские масс-медиа приняли в основном однозначно негативную позицию при освещении событий в Египте, и различные аналитики денно и нощно говорили об ужасах, ожидающих Египет. Однако мы стали свидетелями того, что в Египте очень быстро была восстановлена управляемость, практически сведены на нет возможные негативные последствия. Наряду с этим, народ Египта пережил большое демократическое возрождение, показал способность к мирным и цивилизованным глубинным общественным трансформациям. Конечно же, однозначно прогнозировать дальнейшее развитие событий несколько затруднительно.

Та трагедия, которая переживается в Ливии и ранее в Бахрейне, была спровоцирована неслыханным вандализмом со стороны правящих там диктаторов. И, с учетом этого, апокалипсические прогнозы должны быть с акцентом в сторону осуждения преступлений против народов, нежели основываться на самих фактах революционных процессов.

Мне кажется, президент России продолжает линию на неприемлемость цветных революций в России, основанную на озабоченности прецедентами типа украинского и грузинского. Не секрет, что в России существует огромное недовольство как экономического, так и политического характера, так же есть реальная опасность сепаратизма, особенно в кавказском регионе. Действительно, при эскалации массовых протестов, России реально может угрожать опасность распада. Думается, тревогу российского президента правильней было бы рассматривать именно в этом ключе.

В целом же, как всегда в таких случаях, опасность распада может коснуться тех стран, которые были искусственно объединены. Мы видели это на примере Югославии, Чехословакии и др. На данный момент подобная угроза может быть реальной для Ливии, с ее сложным племенным устройством, Йемена, Саудовской Аравии, Омана. Но, скорее всего, при наличии доброй воли и последовательных шагов международного сообщества, и при отсутствии факторов внешнего давления, этого можно будет избежать.

.