Воспитание по Монтессори: причины успеха методики

Согласно методу Монтессори, ребенок, помещённый в специально подготовленную и четко зонированую среду, получает стимул к самостоятельному развитию. В СССР в 1926 г. метод собирались внедрить в систему образования, но уже через 4 года закрылась последняя группа, а метод объявлен «реакционным». В настоящее время только в Москве работают больше 50 групп и учреждений этого направления, например, частный детский сад мытищи. Чем же система воспитания по Монтессори отличается от традиционной?

Отличия

В первую очередь — это особенная роль воспитателя. Воспитатель наблюдает и помогает, организовывает процесс. В традиционной системе воспитания педагог занимает позицию «сверху», является авторитетом для ребенка. Второе по важности отличие системы — это отсутствие ролевых и подвижных игр. Занятия музыкой, танцами не приветствуются. Сказки заменяют рассказами. Ещё одно отличие: дети работают большую часть времени в одиночестве, общаются в основном с педагогом.

И последнее: дети свободно передвигаются по кабинету, могут сидеть и лежать, выполняя задания. Больше того, ребенок выбирает задание и время, на протяжении которого он будет заниматься. В обычном детском учреждении у ребенка нет такой возможности выбора.

Противники Монтессори-педагогики считают её педагогикой вседозволенности. Сторонники — педагогикой естественного, гармоничного порядка и уважения к индивидуальности ребенка. Они считают, что если ребенок научился сосредоточенно работать, если привиты первые навыки самостоятельного планирования деятельности, то проблем с дисциплиной у воспитанника сада Монтессори не будет.